История Судоку

sudoku-history

Длинная и интересная история Судоку — это загадка сама по себе.

Название Sudoku происходит из Японии и состоит из японских символов Su (что означает «число») и Doku (что означает «единственный»). Однако головоломка не была изобретена в Японии. Судоку возникла в Швейцарии, а затем отправилась в Японию через Америку.

Судоку содержит свои глубокие корни в древних головоломках. На протяжении многих веков люди создавали их и решали.

Волшебные квадраты

sudoku1 Волшебные квадраты — это головоломки, которые связаны с упорядоченной последовательностью чисел в квадрате, пришли к нам из далекого прошлого.

Первое упоминание о «Волшебном квадрате» встречается в Китае две тысячи лет назад. Эта головоломка — как численная, так и позиционная, так как цифры всех строк, столбцов и диагоналей квадрата должны складываться в одно и то же число. Как и в Судоку, числа не должны повторятся. Цель головоломки — попытаться составить новый порядок чисел, чтобы решить головоломку, начиная с нуля. Считалось, что ее решения обладают мистическими свойствами и они стали частью китайского метода предсказания будущего.

Решение пазла 3×3 называется диаграммой Lo Shu, которая считалась подарком черепахи с реки Ло (у черепахи был волшебный квадрат, начертанный на спине). Это изображение впервые появилось в первом или втором веке н.э. Магический квадрат добрался до Европы из Китая через арабов, которые принесли с собой  новости о китайском изобретении через Шелковый путь. Табиту ибн-Керре (девятый век н.э.) приписывают введение волшебного квадрата в Западный мир.

sudoku2В Европе первое недвусмысленное появление квадрата встречается в гравюре Альбрехта Дюрера под названием «Меланхолия» в 1514 году, где четко показан магический квадрат 4×4. 

Сумма чисел всех рядов, столбцов и диагоналей квадрата равна 34. Любой философ эпохи Ренессанса должен был знать и понимать свойства магических квадратов.

Китайский пазл

sudoku3Стоит также упомянуть китайскую головоломку, которая состоит из девяти клеток с цифрами от 1 до 8 и одного пустой клетки.

Клетки должны сдвигаться по одной за раз, чтобы получить восходящую числовую последовательность цифр от 1 по 8. Подобно Судоку, нужно найти стратегию, чтобы разместить клетки в определенном порядке.

Швейцарский гений

Великому математику Леонарду Эйлеру приписывают создание головоломки, которую мы теперь знаем как Судоку. Он родился в швейцарском Базеле в 1707 году. После гигантского прорыва в математике, начатого ​​Исааком Ньютоном и Готфридом Лейбницем, он объединил и освоил математические знания во многих областях. Эйлер переехал из Базеля в Санкт-Петербург, чтобы изучать там медицину, но стал главным математиком в Петербургской Академии. С 1741 году он провел 25 лет в Германии, а затем вернулся в Академию в России, где он умер в возрасте 75 лет. Леонарду Эйлер сделал важные открытия в математике.

sudoku4Возможно, только как хобби, Эйлер разработал основы Судоку, которые он назвал «Греко-римские квадраты» или «Латинские квадраты». В них он использовал буквы, а не цифры.

Первые четыре буквы греческого алфавита α, β, γ, δ объединены с буквами латинского алфавита: a, b, c, d, так что каждая из них находится в каждой строке и столбце. 

Французское решение

Огромное наследие Эйлера в области новаторских исследований было широко использовано математиками и учеными с тех пор, но головоломка, которую он создал, не была воспринята современниками.

Краткая и локализованная версия «Волшебных квадратов» появилась в газетах между 1890 и 1920 годами во Франции. Затем был разработан новый вариант, в котором некоторые цифры удалялись из «Волшебного квадрата», и нужно было выяснить, каких не хватает. Эта головоломка сильно отличается от обычной Судоку.

Путешествие в Америку

Прошло еще пятьдесят лет, прежде чем головоломка была введена Говардом Гарнсом в американском журнале «Dell». Было введено новое правило, которое разбило сетку на 9 блоков 3×3, в каждом из них тоже должно быть уникальное появление каждого числа. Это сделало игру более сложной и интересной. Говард Гарнс назвал пазл «Number Place», когда он был впервые опубликован «Dell Puzzle Magazines» в Нью-Йорке в 1979 году.

Через Тихий океан в Японию

Переезд головоломки в Японию не заставил себя долго ждать. Хотя японцы, считают, что свойство самого японского языка заставило Судоку претерпеть свою окончательную трансформацию.

Японский язык немного сложнее для кроссвордов, поскольку он символичен, а не фонетичен. Не так просто сделать сетку букв в кроссвордах на японском так же, как на английском. Таким образом, головоломка «Number Place» из журнала «Dell Puzzle Magazines» имела большой потенциал, как замена кроссвордов в японских газетах и ​​журналах.

Американское название «Number Place» было переведено как: «Suuji wa dokushin ni kagiru», означающее, что числа должны встречаться только один раз, но его быстро сократили до «Su Doku» или «Number single». В апреле 1984 года головоломка была впервые напечатана в журнале «Monthly Nikolist», и вскоре ее разгадывание стало очень популярным занятием.

Японцы добавили еще один элемент в головоломку Судоку. Они добавили правило, что расположение открытых цифр в сетке должно быть симметричным, а не просто случайным. Они также указали, что по крайней мере 32 цифры из 81 должны быть открыты, чтобы сделать достаточный уровень сложности. Хотя первая компьютерная программа для ее создания и решения была разработана в 1989 году, лучшие головоломки все еще считаются те, которые сделаны людьми.

Мировой феномен Судоку

sudoku6Путешествие Судоку прослеживается из Китая, через Персию в Европу, а затем через Атлантику в Нью-Йорк. После того, как головоломка попала в Японию, она стала популярна в США и Европе, ее публикуют в газетах и журналах по всему миру. Судоку — одна из немногих головоломок, которые могут претендовать на то, чтобы быть поистине интернациональными по своей природе. Они не имеет никакого культурного багажа, а просто нуждается в логическом мышлении для их решения.